Версия для слабовидящих
+7(47238)5-59-00

309740, Ровеньский р-н, п.Ровеньки, ул.Горького, 52

Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Ровеньская центральная районная больница»

О проекте "Управление здоровьем"

Проект "Управление здоровьем"
прил. 3648_Страница_2.jpg


Информация

«Об областном проекте «Управление здоровьем»

В нашей области с июня т.г. реализуется новый социально значимый проект «Управление здоровьем», призванный изменить существующую систему здравоохранения, обеспечив две составляющие: усиление системы профилактической работы и модернизацию работы медицинских учреждений на первичном уровне.

Но самое главное – проект направлен на формирование нового подхода к собственному здоровью, потребности следить за ним не от случая к случаю, а системно.

Общее руководство проектом осуществляет Координационный совет, возглавляемый Губернатором области, который одновременно является и руководителем проекта. В состав Координационного совета входят заместители Губернатора области, представители Администрации Губернатора и департаментов области, главы муниципальных образований.

Реализация проекта уже в ближайшей перспективе позволит снизить показатели смертности населения и увеличить ожидаемую продолжительность жизни. Для достижения этой цели будет создана новая организационная форма взаимодействия гражданина, государства и системы здравоохранения. В ходе изменений будут созданы Центры управления здоровьем, офисы семейного врача и социальные институты «Школы здоровья».

 Структура медицинской помощи будет представлена на трёх уровнях:

Первый уровень - первичная медико-санитарная помощь, которую население получит в медицинском округе, то есть в месте, наиболее приближенном к месту жительства, её предоставят офисы семейного врача, в населенных пунктах менее 1 тыс. чел. – ФАПы.

Второй уровень - специализированная помощь, которую оказывают центральные районные больницы, скорая помощь, родильные отделения, лаборатории и т.д. В них предоставляется неотложная, консультативно-диагностическая и стационарная помощь.

Третий уровень – специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, предоставляемая в  профильных больницах областного уровня с применением высокотехнологичного оборудования, специализированных медицинских методик высокой сложности

 В рамках реализации проекта на сегодняшний день в районе сформировано 15 медицинских округов, при их формировании учитывались такие факторы, как транспортная доступность и норматив обслуживания населения офисом семейного врача – в сельской местности 1-1,5 тыс.человек, в городской – 2 тыс.человек.

В каждом медицинском округе определён Офис семейного врача, штат которого будет представлен такими специалистами, как врач, фельдшер, медицинская сестра.

Одна из основных функций офисов семейного врача – это мониторинг здоровья жителей территории. На каждого жителя муниципального образования будет заведён электронный паспорт здоровья установленной формы, в котором будут отражены все параметры физического состояния здоровья, динамика показателей, рекомендации по поддержанию правильного образа жизни и отметки об их выполнении. Также в паспорте будут фиксироваться все медицинские мероприятия (медосмотры, результаты анализов, прививки и т.д.).

Отдельно по каждому пациенту будет осуществляться учёт всех медицинских услуг, которые он получил в других учреждениях области и страны, их стоимость. За семейным врачом – функция контроля качества и цены.

Офис семейного врача будет обеспечен широкополосным доступом к Интернету, что позволит минимизировать разного рода отчётность, обеспечит обмен медицинской информацией (результатов скрининговых исследований, истории болезней, рентгеновских снимков, УЗИ и т.д.), даст возможность приблизить высококвалифицированную и специализированную помощь специалистов ведущих медицинских центров (в частности Областной клинической больницы) в отдалённые районы посредством телеконсультаций. Кроме того, использование телемедицины позволит повысить профессиональный уровень врачей в процессе регулярного консультирования.

Сотрудники офиса посредством информационно-аналитических программ в соответствии с регламентом будут вести первичный учёт данных состояния здоровья пациентов, первичный учёт финансовых и материальных ресурсов

Планируемая реструктуризация первичного звена оказания медико-санитарной помощи потребует пересмотра приоритетов планирования профилактической работы. Планируется реализация 4 групп мероприятий:

Модернизация профилактической сети и взаимодействия профилактических структур.

Реально существующая сеть профилактики не обеспечивает полной потребности населения в профилактической помощи. Работа кабинета профилактики будет осуществляться подготовленными медицинскими кадрами, предполагается закупка минимального набора диагностического оборудования (тонометры, экспресс-анализаторы глюкозы и холестерина, портативные спирометры и пр.). В настоящее время не на должном уровне отработана система обмена информацией между профилактическим и первичным медико-санитарным звеном, в связи с чем запланирована разработка и внедрение соответствующего алгоритма обмена информацией.

Профилактическая работа в организованных  коллективах.

Группа мероприятий направлена на приближение профилактической помощи к месту работы, возможность получить её без дополнительных временных затрат работающих граждан. Запланирован 100 % охват организаций с количеством работающих более 500 человек. Перечень предполагаемых к реализации мероприятий: диспансеризация, профилактические осмотры, проведение углубленного и группового профилактического консультирования, организация «Школ «здоровья», обучение работающих граждан методам контроля за здоровьем и оказания само- и взаимопомощи.

Совершенствование работы «Школ «здоровья».

Запланировано открытие «Школ «здоровья» по наиболее распространенным нозологическим формам, предотвращение осложнений которых даст наиболее выраженный социально-экономический эффект – гипертоническая болезнь, нарушения мозгового кровообращения, болезни органов дыхания и пр.

 Сбор данных медико-социального характера

Посредством внедрения адаптированной системы «ЭДИФАР», разработанной Л.А. Дартау, к.т.н., ведущим научным сотрудником Института проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН (ИПУ РАН), планируется организовать не реже 1 раза в год в офисах семейных врачей скрининговые обследования и компьютерное собеседование прикреплённого населения. Данная работа будет способствовать выявлению факторов риска у обследуемых, персонализации динамического наблюдения за состоянием здоровья каждого конкретного жителя. Результаты обследований будут направлены в центры профилактики для формирования групп из числа населения по направлениям заболеваний для организации последующего обучения в «Школах «здоровья».

Ответственность за своё здоровье

В настоящее время системное управление здоровьем осуществляется тремя основными субъектами: человек, государство, здравоохранение. Со стороны государства эта функция реализуется и закреплена соответствующей статьёй Конституции РФ, которая гласит, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь», бесплатное оказание которой гарантирует государство. Вместе с тем, согласно п.1 ст. 27 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» № 323-ФЗ граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. Закономерность влияния образа жизни человека на его здоровье научно доказана – стало быть, нарушается принцип социальной справедливости в отношении здоровья.

По данным результатов обследования населения области основными факторами риска, оказывающими негативное влияние на здоровье, являются: повышенное артериальное давление (40,9); стресс (33,3); ожирение (29,3); избыточный вес (28,9); низкая физическая активность (22,4); употребление алкоголя (20,5); курение (9,6); нерациональное питание (6,9).

Таким образом, остро встаёт вопрос о необходимости повышения ответственности самих граждан за текущий уровень здоровья, возрастания доли профилактических мероприятий, в которых главную роль играет сам человек. Без личного участия самих граждан многие возможности для укрепления их здоровья и повышения их благополучия утрачиваются.

В этой связи в задачи проекта «Управление здоровьем» наряду с ответственностью семейного врача за здоровье жителей обслуживаемой территории, будет впервые введена и ответственность населения за состояние своего здоровья (несвоевременное прохождение медицинского осмотра, неисполнение рекомендаций семейного врача, злоупотребление алкоголем, курением, применением наркотиков и пр.).

В рамках проекта планируется разработка системы поддержки граждан, заботящихся о своем здоровье, а также норм административной ответственности для лиц, безответственно относящихся к нему (в частности не проходящих в установленные сроки диспансеризацию, употребляющих наркотические средства и т.д.). Особую роль в сохранении здоровья здоровых должна быть отведена работодателям, руководителям учреждений, которые имеют возможность административным ресурсом воздействовать на работника, учащегося, студента. В этой связи планируется заключение дополнительного соглашения к трудовому договору, либо закрепление в «Уставе образовательной организации», необходимости ответственного отношения к собственному здоровью, периодическое прохождение профилактических осмотров, вакцинации и т.д.

При этом договорная форма, обеспечивающая рамки ответственности и обязанности сторон в системе «Работник - Работодатель», «Студент, учащийся - учреждение» создаст, по сути, правовую основу для действия законодательных механизмов мотивации граждан на ведение здорового образа жизни и профилактику основных заболеваний.